АКИМОВ Иван Акимович

Прометей делает статую по приказанию Минервы. 1775
Прометей делает статую по приказанию Минервы.
1775

05. 1754, Санкт-Петербург — 15. 05. 1814, там же
Живописец; автор картин
на исторические, мифологические
и религиозные сюжеты.
Педагог.
 

Происходил из семьи наборщика сенат­ской типографии А. Ф. Акимова. С 1764 учился в ИАХ у Г. И. Козлова и А. П. Ло-сенко. За рисунки с натуры получил ма­лую и большую серебряные медали. За картину «Великий князь Изяслав Мсти-славович, раненный на поле битвы» (1772) был удостоен малой серебряной медали, за полотно «Великий князь Свя­тослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» (1773), вы­полненное с соблюдением основных правил классицистической живописи, — большой золотой медали и пенсионер­ской поездки в Италию.

Геркулес на распутье. 1801
Геркулес на распутье. 1801

В 1773—1779 жил в Болонье и Риме, где занимался во Французской акаде­мии; совершенствовался в рисунках с обнаженной натуры и копировал произведения старых мастеров. Побывал во Флоренции и в Венеции. В 1777 напи­сал работы на сюжеты из античной ми­фологии: «Нарцисс», «Дидона и Эней, укрывающиеся в пешере от бури», начал полотно «Фавн, забавляющийся с коз­ленком». В качестве отчета о пребы­вании за границей представил в ИАХ картину «Прометей делает статую по приказанию Минервы» (1775). В ней ху­дожник тяготеет к строгим и выверен­ным формам классицизма, вместе с тем изображая главного героя в сложной и подвижной позе в духе барокко. За эту картину в 1778 Акимов был удостоен зва­ния назначенного в академики.

С 1779 начал преподавать в ИАХ, в классе исторической живописи, классах «баталий» и «домашних упражнений».

Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета. 1782
Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета. 1782

В 1782 за программную работу «Самосо­жжение Геркулеса на костре в присут­ствии его друга Филоктета» удостоен зва­ния академика. В дальнейшем успешно продвигался по служебной лестнице: с 1785 — адъюнкт-профессор, с 1791 — член академического Совета, с 1794 — старший профессор, в 1796—1800 — ди­ректор ИАХ. Преподавательскую деятельность совмещал с работой на Импе­раторской шпалерной мануфактуре: с 1786 — инспектор и член конторы шпа­лерного производства, с 1791 — дирек­тор мануфактуры (сменил на этом посту своего умершего учителя Г. И. Козлова). Произведения Акимова рубежа XVIII—XIX вв. являются значитель­ным вкладом в развитие национальной исторической живописи. Это прежде всего эскизы композиций «Крещение княгини Ольги в Константинополе» (не позднее 1792) и «Новгородцы, ниспро­вергающие Перуна» (конец XVIII — на­чало XIX в.). Если первый, строго упо­рядоченный эскиз построен в соответ­ствии с законами классицизма, то второй дает довольно ранний для русской жи­вописи пример проявления романтичес­ких тенденций в исторической картине. Вместе с тем в таких работах, как «Гер­кулес на распутье» (1801) и «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезываю­щий крылья Амуру» (1802), художник возвращается к стилистике своих ранних произведений. В блеклом колорите по­лотна «Геркулес на распутье», построен­ного на сочетаниях коричневых и зеленовато-серых тонов, ощутимо влияние специфики шпалерного производства. Возможно, эта картина была написана в расчете на перевод в шпалеру.

Новгородцы, ниспровергающие Шруна. лскиз. Конец XVIII — начало XIX в.
Новгородцы, ниспровергающие Шруна. лскиз. Конец XVIII — начало XIX в.

Как все исторические живописцы, Акимов занимался религиозной живо­писью. Выполнял образа для иконоста­са Троицкого собора Александро-Не-вской лавры («Бог Саваоф», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил»), для цер­кви Смоленской иконы Божьей Матери и др. Участвовал в росписях интерьеров Михайловского замка.

Обучал рисованию детей императора Павла I. Составил «Краткое историче­ское известие о некоторых российских художниках» («Северный вестник». 1804. Кн. 2—3). Свою коллекцию книг и эс­тампов завещал ИАХ.

Главные работы: «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» (1773, ГТГ); «Прометей делает статую по приказанию Минервы» (1775, ГРМ); «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» (1782, ГТГ); «Креще­ние княгини Ольги в Константинополе» (эскиз, не позднее 1792, ГРМ); «Новгородцы, ниспро­вергающие Перуна» (эскиз, конец XVIII — начало XIX в., ГРМ); «Геркулес на распутье» (1801, ГРМ); «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крьшья Амуру» (1802, ГТГ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *