АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич

Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге. 1827
Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге. 1827

1811, с. Лубеньки, Кашинский уезд, Тверская губ. — 08. 09. 1878, Псков (?), Архангельск (?)

Живописец, литограф; портретист, иконописец, автор интерьеров, копиист.

 

Принадлежал к кругу учеников А. Г. Ве­нецианова. Происходил из крепостных людей помещицы О. Н. Куминовой. В качестве подмастерья работал с живо­писцем-ремесленником Н. С. Крыло­вым, писавшим образа для церквей с ар­телью калязинских иконописцев. Здесь талантливого мальчика заметил Венеци­анов и в 1824 вместе с А. В. Тырановым и Н. С. Крыловым привез в Петербург.

Портрет неизвестного. 1830 (1839?)
Портрет неизвестного. 1830 (1839?)

Венецианов хлопотал об освобожде­нии Алексеева из крепостной зависимо­сти (отпускная, формально полученная в 1828, окончательно была утверждена только в 1832). С 1826 Алексеев стал уче­ником Венецианова, жил в доме учите­ля сначала в Сафонкове, затем в Петер­бурге. В 1826 Венецианов представил Комитету ОПХ выполненную Алексеевым копию с картины голландского ху­дожника XVII в. Г. Доу (возможно, «Ста­руха, читающая книгу» или «Старуха, раз­матывающая нитки», последняя из ИЭ). Отметив, что молодой человек «дает о себе самые хорошие надежды», ОПХ при­няло его под свое покровительство, в 1826 он стал пенсионером общества. В том же 1826 начал посещать ИАХ в качестве «постороннего ученика». В 1827 был на­гражден малой серебряной медалью и признан достойным малой золотой, ко­торую получил лишь в 1829 за картину «Мастерская художника А. Г. Венециано­ва в Петербурге» (1827). Эта самая извест­ная и, несомненно, лучшая работа худож­ника позволяет представить, как выгля­дела мастерская Венецианова в квартире на Васильевском острове. Традиционно считается, что трое изображенных мо­лодых людей — это сам Алексеев, Ты-ранов и Крылов. Картина проникнута спокойным, лирическим настроением, которое сообщает ей превосходно пере­данная жизнь света. Именно благодаря игре света, его плавному перетеканию возникает иллюзия единого простран­ства, объема и глубины. В 1827 эту работу приобрел для своего «Русского музеума» П. П. Свиньин.

В 1827—1828 Алексеев (совместно с А. В. Тырановым, А. И. Беллером и А. А. Златовым) писал образа для церк­ви Обуховской больницы в Петербурге. Выполнил иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Плащаница», а также список образа «Архангел Михаил» с оригинала В. Л. Боровиковского. В 1829 за представленную Николаю Т ра­боту «Портрет крестьянской девушки»

Алексееву были пожалованы «пятьсот рублей ассигнациями», а его учителю Ве­нецианову — «перстень бриллиантовый с аметистом».

Кроме названных выше Алексеев на­писал следующие картины: «Портрет не­известного» (1830 или 1839), «Внутрен­ность кабинета Прусских комнат», изоб­ражающую интерьер в Зимнем дворце (1830), «Погрудный портрет женщины в натуральную величину», «Погрудный мужской портрет в натуральную величи­ну», «Девочка с розой», «Портрет неиз­вестного в малую величину» (все пока­заны на выставке в ИАХ в 1830), «Порт­рет художника» (до 1839) и др.

Выполнял копии с работ Рембрандта, Г. Доу, В. Л. Боровиковского. Особенно много копировал в период с 1832 по 1835. Оригиналами служили главным образом картины, находившиеся в ИЭ. А. Н. Мок-рицкий в «Воспоминаниях об А. Г. Вене­цианове и учениках его» (1857) пишет: «Александр Алексеевич Алексеев <…> владел особенным даром копировать с различных мастеров; эта способность подметить и передать манеру мастера при хорошем знании рисунка делала копии его драгоценными».

Алексеев занимался и литографией: выполнил для ОПХ копии с работ учи­теля, а также оригинальные произведе­ния («Портрет Лариона Скрыдлова», 1830-е).

Осенью 1832, после того как Алексе­ев вышел из крепостной зависимости, ИАХ присвоила ему звание свободного художника. О его дальнейшей судьбе и творчестве сохранились лишь отрывоч­ные сведения. Около 1835 он уехал пре­подавать рисование во Псков, где у Ве­нецианова имелись знакомые. Точное место смерти художника неизвестно.

Главные работы: «Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге» (1827, ГРМ); «Пор­трет неизвестного» (1830 (1839?), ГТГ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *