АЛЕКСЕЕВ Федор Яковлевич

Вид города Николаева. 1799
Вид города Николаева. 1799

1753 (1754?), Санкт-Петербург — 11. 11. 1824, там же

Живописец; основоположник жанра городского пейзажа в русском искусстве. Педагог.

Происходил из семьи отставного солда­та, сторожа при АН Я. А. Алексеева. С 1766 по 1773 обучался в ИАХ, сначала в «классе живописи птиц, зверей, плодов и цветов», в 1772 был переведен на «ланд­шафтное художество», то есть в пейзаж­ный класс. В 1770 за рисунок с натуры на­гражден малой серебряной медалью. За итоговую работу — пейзаж (не сохранил­ся) — получил малую золотую медаль.

В 1773 в качестве пенсионера ИАХ Алексеев прибыл в Венецию, где был оп­ределен учеником к Дж. Моретти, перс-пективисту и декоратору. Однако учить­ся у него не захотел и самовольно пере­шел к другому живописцу — П. Гаспари, но надолго и здесь не остался. Художник решил уехать из Венеции, декорационная живопись которой казалась ему устарев­шей и малоинтересной. По дороге в Рим был остановлен и возвращен назад волей опекуна русских пенсионеров маркиза П. Маруцци. Оставался в Венеции до кон­ца срока пенсионерства. Самостоятельно обратился к работе в жанре ведуты; копи­ровал картины А. Каналя (Каналетто). В ИАХ Алексеева считали самым неудав­шимся из всех пенсионеров, несмотря на очевидный успех, присланной в качестве отчета картины «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (1776) — ко­пии с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765). За нее в 1794 Алексеев получил звание назначенного.

Летом 1777 художник возвратился в Петербург. Его отношения с ИАХ оказа­лись надолго испорченными. В 1779 он получил работу в Дирекции император­ских театров, в мастерской Ф. Градицци-сына, где и прослужил до 1786, одновре­менно будучи живописцем при театраль­ном училище.

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810

По заказу Екатерины II в 1779—1797 Алексеев выполнил двенадцать копий с хранившихся в ИЭ картин итальянских мастеров: Каналетто («Приезд француз­ского посольства в Венецию», «Празд­ник обручения дожа с Адриатикой в Ве­неции», «Вид на Большой канал в Вене­ции от палаццо Фланджини в сторону церкви Сан Маркуола»), Ф. Гварди («Большой канал в Венеции. Вид на цер­ковь Сайта Мария делла Салуте»), Б. Бе-лотто («Вид города Пирны близ Дрезде­на») и др.

В 1794 написал свой первый город­ской пейзаж — «Вид Дворцовой набе­режной от Петропавловской крепости», работу вполне зрелого мастера. Новатор­ство Алексеева заключалось в том, что изображен не документально снятый вид местности, а художественно преобра­женная реальность — «архитектура в пейзаже». На выбор мотива, несомнен­но, повлияла привычка писать воду, ус­военная в процессе копирования вене­цианских ведут. За эту картину ИАХ в 1794 присвоила Алексееву звание акаде­мика живописи. Тогда же был написан «Вид Дворцовой набережной от Летне­го сада до Мраморного дворца» (1794).

В 1795—1797 путешествовал по югу России и Крыму, куда был командиро­ван для снятия видов мест, которые в 1787 посетила Екатерина II. В результа­те привез в Петербург множество аква­релей. На их основе были написаны пей­зажи «Вид города Бахчисарая», парные одноименные «Вид города Николаева» и др. В произведениях южного цикла про­исходит движение от перспективизма ранних работ к классицистической орга­низации пространства. Живописная фактура сглаживается. Появляется стаф­фаж, в дальнейшем обязательный для картин Алексеева.

На рубеже XVIII—XIX вв. художник создал несколько интересных пейзажей Петербурга: «Вид Петропавловской кре­пости и Дворцовой набережной» (1793, 1799), парные «Вид на Михайловский за­мок в Петербурге со стороны Фонтанки» и «Вид на Михайловский замок и пло­щадь Коннетабля в Петербурге», напи­санные по заказу Павла I (1800).

Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811. Фрагмент
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811. Фрагмент

Следующий период творчества Алек­сеева связан с Москвой, куда его отпра­вили в 1800 по приказу Сената с помощ­никами А. Кунавиным и Л. Мошковым «для снятия разных видов». Возвратясь в 1810; «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», 1815). Вос­питанный на пейзажах приморских горо­дов, в Москве Алексеев попал в окруже­ние скученных строений. Давили за­мкнутость, отсутствие перспективы. В изображениях московской архитекту­ры («Соборная площадь в Московском Кремле», 1800-е; «Красная площадь в Москве», 1801, и др.) художник допустил масштабные просчеты и искажения. И все же эти работы принесли ему настоящее Петербург весной 1802, художник привез «полную портфель акварелей, собствен­норучных и выполненных учениками», и приступил к написанию с них картин маслом; это был обычный для него метод работы. Московская сюита включает изображения улиц, площадей, монасты­рей, но чаще всего мы видим Кремль, на­писанный с самой выигрышной точки — от Каменного моста или с самим мостом («Площадь в Московском Кремле», не ранее 1800; «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста», между 1800 признание. В 1802 Алексееву присвоили звание профессора ИАХ, в начале 1803 он стал руководителем вновь созданного класса перспективной живописи.

В 1810—1811 вместе с М. Н. Воробье­вым Алексеев был командирован в юж­ные города России (Орел, Воронеж), чтобы запечатлеть их виды в живопис­ных работах.

На 1810-е приходится начало второго петербургского периода творчества ху­дожника, когда были написаны его самые известные картины: «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмирал­тейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (два вари­анта), «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петро­павловской крепости». Последняя рабо­та пользовалась у современников не меньшей популярностью, чем «Вид Кремля и Каменного моста с набереж­ной Москвы-реки». Обе неоднократно повторялись художником, иногда их за­казывали как парные.

Вид Казанского собора в Петербурге. Не ранее 1810
Вид Казанского собора в Петербурге. Не ранее 1810

В петербургских пейзажах Алексеев ищет новое, более сложное решение пространства: горизонты раздвигаются, возникает ощущение реальных масшта­бов города. Изысканнее становится коло­рит, построенный на тончайших нюансах золотисто-коричневых, красновато-ро­зовых, жемчужно-серых, зеленовато-го­лубых тонов.

Последние годы жизни художника были омрачены «расслаблением от ста­рости лет и параличной болезни».

Главные работы: «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (копия картины Кана-летто «Архитектурная фантазия» (1765), 1776, ГРМ); «Вид Дворцовой набережной от Пет­ропавловской крепости» (1794, ГТГ; вариант-повторение, после 1794 — ГРМ); «Вид города Бахчисарая» (между 1797 и 1800, ГРМ); «Вид города Николаева» (между 1797 и 1800, ГРМ; парная одноименной картине, 1799, ГТГ); «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793, Музей-усадьба «Архангельское»; вариант-повторение, 1799 — ГРМ); «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге» (парные, обе — 1800, ГРМ); «Площадь в Мос­ковском Кремле», «Плошадь перед Успенским собором в Московском Кремле» (обе — не ранее 1800, ГРМ); «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста» (между 1800 и 1810, ГРМ); «Красная площадь в Москве» (1801, ГТГ); «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, ГТГ); «Вид Казанского собора в Петербурге» (не ранее 1810, ГРМ); «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811, ГТГ); «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Перво­го кадетского корпуса», «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (обе — 1810-е, ГРМ); «Соборная площадь в Московском Кремле» (ГТГ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *