ПРОКЛЕЙКА И ГРУНТОВКА НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВИДОВ ОСНОВЫ

Бумагу лучше не грунтовать, а ограничиться одной проклей­кой слабым 4-процентным клее­вым раствором, в который мож­но добавить пемзового порошка.

Оргалит и толстый картон для живописи можно подготовить по тем же рецептам, что и холст, а тонкий плотный кар­тон — как бумагу.

ПРОКЛЕЙКА И ГРУНТОВКА НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВИДОВ ОСНОВЫ
ПРОКЛЕЙКА И ГРУНТОВКА НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВИДОВ ОСНОВЫ

Дерево два-три раза проклеи­вают горячим (50° С) 4—5-про­центным осетровым или столяр­ным клеем (желатин быстро студенится и неглубоко проходит в поры древесины). После каж­ дой проклейки доска просуши­ вается в течение суток, затем на поверхность доски наклеивается предварительно замоченная в 12—15-процентном растворе

клея слегка отжатая ткань (мар­ля или старый, много раз сти­ранный редкий холст). Через сутки наносится грунт, который приготавливают из 12—15-про­центного раствора клея и мела. Мел постепенно засыпают в раствор при постоянном поме­шивании. Состав в теплом виде должен иметь консистенцию густой сметаны. Грунт наносит­ся в 5—7 слоев шпателем или большим мастихином.

В грунтовой состав для завер­шающих слоев можно добавить немного льняного масла. Грунт надо наносить тонкими слоями, а каждый слой просушивать около двенадцати часов. После высыхания последнего слоя грунтовая поверхность шлифует­ся брусочком, обернутым наж­дачной бумагой.

Рецептов различных грунтов очень много. «Лучшим» может быть лишь тот грунт, который больше подходит к вашей технике живописи. Найти «свой» грунт можно опытным путем, варьируя содержание компонентов грунта и способы его нанесения. Но эти экспери­менты не должны выходить за определенные границы: кон­центрация клеевых растворов для проклеек и грунтов холста не должна быть больше 8 и меньше 4 процентов, допустимая толщина всех слоев грунта и клея на холсте — не больше 0,1 мм; в эмульсионных грунтах на 1 часть сухого клея должно приходиться не более 2 частей масла.

Одна из причин долговечно­сти картин старых мастеров в том, что грунт и красочный слой прекрасно «уживаются». Сам по себе доброкачественный грунт не может полностью обес­печить хорошей сохранности произведения, которая дости­гается при условии полной гар­монии всех компонентов карти­ны (основа — грунт — красоч­ный слой).

Ю. АФРИН, художник-реставратор

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *