В поисках золотой середины

С композиции начинается любая картина. Разберем принцип построения композиции подробнее, взглянем на нее с классической и с современной точек зрения.

Прямоугольная композиция

Одна из самых сложных проблем в живописи — имитация трехмерного изображения на двухмерной поверхности холста.

Настоящий переворот в решении этого вопроса в свое время совершил Альбрехт Дюрер, он сформулировал законы перспективы, затем соорудил такую конструкцию, с помощью которой в 1525 году продемонстрировал эти законы в действии.

До Дюрера считалось, что изображенная на полотне сцена должна иметь узкое, ограниченное по глубине пространство. Главных персонажей, как правило, выстраивали на переднем плане, словно вышедших к рампе актеров. Композиция картины заключалась в прямоугольную рамку, она планировалась художником скорее как архитектурное сооружение, в соответствии с законами геометрии.

В эпоху Возрождения живопись, как и архитектуру, относили к высокому искусству, так как приближали ее к точным наукам. Едва ли не самым ярким примером соединения науки и живописи может служить творчество Леонардо да Винчи.

Впрочем, большинство художников его времени использовали в своих композициях математические принципы и симметрию. Одним из самых ярких представителей таких художников-«математиков» был, например, Пьеро делла Франческа.

 

Приближение и удаление

На картине «Бичевание Христа» с помощью колонны — вертикальной линии, художник делит композицию на две самостоятельные картины, персонажи правой части оказываются стоящими намного ближе к зрителю, чем персонажи левой. Но обратите внимание: центральная фигура Христа помещена в левой части в соответствии с правилами «Золотого сечения».

 

В композиции своей картины «Бичевание Христа» художник эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа использовал основы геометрии.

«Бичевание Христа» Пьеро делла Франческа

 

ПРОСТАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Изучать основы композиции мы начали с правила «Золотого сечения» и говорили о том, как избежать скучной симметрии.

Пьеро делла Франческа отдавал предпочтение треугольнику, вершина которого должна вести взгляд зрителя к фокальной точке картины. Если внимательно изучить его работу «Воскресение Христа», то можно увидеть, что художник использовал в композиции равносторонний треугольник, основанием которого является нижний край картины, а вершиной — подбородок Христа.

К треугольнику в этой композиции живописец прибегает еще не раз. Основание второго треугольника он размещает на гробнице, его стороны проходят вдоль рук Христа, а вершина указывает на лоб Иисуса.

Основание третьего треугольника также стоит на гробнице, но правая сторона идет от шеи и уха римского солдата с копьем к колену Христа и поднимается к флагштоку.

Если вы сумеете мысленно представить, где позади могилы стоит нога Христа, то обнаружите еще несколько треугольников — они перевернуты вершиной вниз. Сторонами этих треугольников являются ноги солдат.

А сможете ли вы найти в этой композиции треугольник, все три вершины которого расположены за пределами картины? Он начинается над флагштоком, правая его сторона проходит по небу и деревьям, а левая уходит вниз к холму.

Устойчивость этой композиции добавляют вертикали — стволы деревьев, например, и горизонтали.

 

Композицию картины «Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа выстроил с помощью треугольников, которые придают ей устойчивость и симметричность.

«Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа

 

Наклонные линии

На картине «Бичевание Христа» Пьеро делла Франчески мы видим, как наклонные линии потолка и крыши ведут глаз зрителя к центральной точке композиции. Две половины этой работы, левая и правая, соединены длинными горизонтальными линиями, проходящими иногда неправдоподобно (посмотрите на накидки стоящих справа мужчин).

 

Контраст

Работы Пьеро делла Франчески полезно изучить также для того, чтобы уяснить роль светотени в создании композиции. В «Воскресении Xриста» живописцу удалось создать сильный контраст между светом и тенью, сохранив при этом плавность тональных переходов.

Многие художники XX века намеренно отказывались от правил геометрической композиции, и это несомненно происходило под влиянием широко распространившегося нового искусства — фотографии.

Марк Шагал, например, писал фантастические картины, отвергая при этом всякие пропорции и масштабность. Люди, животные и предметы на его полотнах размешены хаотично и часто кажутся плывущими в пространстве, будто вырывающимися за рамки композиции, в которой им явно не хватает места. Примером может служить «Синяя деревня», «Лиловый петух».

Шагал часто в своих картинах использовал структуру круга и треугольника. Если обратиться к «Синей деревне», то можно обнаружить здесь два прямоугольных треугольника.  Они занимают верхний левый угол композиции (его гипотенуза проходит вдоль шеи мула) и нижний правый (линия гипотенузы спускается вдоль крыши к паху ребенка).

 

Композиция «Синей деревни» Марка Шагала также имеет круговую структуру. Но она уравновешена двумя прямоугольными треугольниками — в левом к правом углах.

«Синяя деревня» Марк Шагал (1887—1985)

 

Марк Шагал (1887—1985) в построении композиции «Лилового петуха» использует принцип круга: люди и животные расположены вокруг букета, который служит фокальной точкой картины.

«Лиловый петух» Марк Шагал (1887—1985)

 

Что удерживает внимание зрителя

Персонажи картин Пьеро делла Франчески статичны, а образы Марка Шагала наполнены энергией, движением, поэтому, несмотря на кажущуюся нелепость, композиции Шагала сильнее привлекают и дольше удерживают внимание зрителя, запоминаются, западают в душу, а ведь именно это и является главной задачей художника.

 

УРОКИ КОМПОЗИЦИИ

Попробуем составить «живую» композицию. Соберите как можно больше самых разных по форме и размеру предметов — длинных и коротких, плоских и объемных, правильной (геометрической) и неправильной формы. Иными словами, все предметы должны быть контрастными.

Вам потребуется:

  • Большой лист белой бумаги
  • Уголь или очень мягкий карандаш
  • Ластик

1. Составьте натюрморт
Разложите на столе собранные вами предметы. Сначала попробуйте составить из них треугольную композицию, используя в качестве вершины треугольника самый длинный предмет.

Начните рисовать, нанося очертания предметов легкими длинными штрихами. Ваша задача — увидеть и акцентировать все углы предметов, их стороны и особенно линии, передающие перспективу.

2. Смените композицию
Через десять минут уберите один из предметов и добавьте два новых предмета. Добавьте эти предметы и на бумаге, только сотрите убранный предмет.  Проанализируйте, как изменения повлияли на вашу композицию.

3. Снова замените предметы
И продолжайте делать это приблизительно через каждые десять минут, усложняя композицию. В данном случае набросок намного важнее для вас, чем конечный результат.

Не думайте о том, как будет выглядеть ваш натюрморт, сосредоточьтесь на вертикалях, горизонталях, диагоналях — геометрических связях, возникающих между собранными перед вами предметами.

Стремитесь к тому, чтобы ваша композиция оставалась сбалансированной. Попробуйте применить правило «Золотого сечения».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *